Жанр балади в кінематографічному дискурсі (кінобалада “Букет” (2000) чеського режисера Ф.А. Брабеця)
Короткий опис(реферат)
Цель статьи – проанализировать специфику кинематографического прочтения баллад сборника “Букет” (1853) известного чешского писателя и фольклориста К.Я. Эрбена режиссером Ф.А. Брабецем (“Букет” (2000)) в русле концепции жанровой преемственности. Методы исследования: компаративный метод, метод интермедиального и рецептивного анализа. Новизна работы: впервые в дискурсе украинского литературоведения поднимается вопрос жанровой преемственности в интермедиальном ключе. Выводы. Кинематографический текст режиссера Ф. Брабеца максимально сохраняет и передает все ключевые коды жанра литературной баллады: лаконичность повествования, глубину раскрытия жизни, напряженный сюжет, остроту описанных ситуаций, немногочисленную персоносферу, драматическую и неожиданную развязку. В связи с этим, данные тексты воспринимаются как маленькие “концентрированные трагедии”. В то же время, кинорежиссер расширяет основной текст баллады, дополняя каждый сюжет предысторией; активно использует монтаж и кинотропы, редуцирует временные параметры, фрагменты, диалоги, сохраняя при этом основное содержание первоисточника.