По пушкинским лекалам: роман Ивана Гончарова «Обыкновенная история»
Короткий опис(реферат)
Акцентируется прямая связь сюжетной фабулы романа И.А.Гончарова «Обыкно-
венная история» (1847) с пушкинской строфой «Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…» (ЕО, гл. VIII, строфа X), выступающей в качестве
палимпсеста. Фактически текст Гончарова, как своеобразная кавер-версия известной
строфы, целенаправленно контрапунктируя, развертывает смыслы «Евгения Онегина»
(тематика, жанр, хронотоп, персонажи, нарратив). Интертекстуальные и интермеди-
альные переклички аргументируют позицию автора романа. Подчеркивается, что
именно в этом романе впервые в русской литературе прозвучала тема двойника.
В конечном счете «Обыкновенная история» направляет рецепцию на размышления
о преемственности ренессансной идеи гуманизма и характерном перерождении ее
под углом романтической иронии, закономерном для мировосприятия художников,
творивших в период «благодатного застоя» николаевской эпохи. Abstract
Following Pushkins’ Patterns: Ivan Goncharov’s Novel A Common Story
иe article under studies points out the direct connection of the plot of the novel by
I. Goncharov “A Common Story” (1847) with A. Pushkin’s stanza “Blest he who in his youth
was truly youthful, who ripened in his time…” (Eugene Onegin, Chapter VIII, Stanza X),
which may be perceived as palimpsest. In fact, purposefully counterpointing, Goncharov’s
text, as a kind of cover version of a well-known stanza, extends the meanings of “Eugene
Onegin” (subject, genre, chronotope, characters, narrative). Intertextual and intermedial
musters substantiate the position of the author of the novel. It is emphasized that it was in
this novel that for the the Renaissance idea of humanism and its typical regeneration from the point of view of
romantic irony, which is natural for the perception of artists who worked during the period
of “benekcial stagnation” of the Nikolai era.